Techno Music

Info

 

 

Techno Music...

 

Techno Music

Опубликовано в журнале "Домашний компьютер" №5 от 1 мая 2002 года.

Acid Jazz свинг на танцполе
Автор: Илья Сайтанов


Давно прошли те времена, когда во всем мире джаз был массовой, танцевальной музыкой, звучавшей всюду, от забегаловок до концертных залов. Декорации сменились, джаз стал музыкой для эстетов и интеллектуалов, приобрел академичность в ущерб популярности. Концерт Чика Кориа, например, мы слушали в Большом зале Консерватории, под портретами Гайдна и Бетховена.

Но вот через десятки лет, импровизационная музыка вернулась на танцплощадки. Acid jazz, jazzy house - под эту музыку танцуют в Лондоне и Нью-Йорке, в Бельгии и Германии. Снова свингующий саксофон звучит в саундтреках фильмов, на радио и в самых модных клубах Европы, в супермаркетах и на улицах.

Acid jazz - это даже не стиль музыки, а технология, набор приемов, «фишек», которые используют музыканты. Этакая «игра без правил».

В результате в одной композиции, не говоря уж об одном альбоме, могут сочетаться приемы трип-хопа, эйсид-джаза, джангла и чего еще изволите. Это сводит с ума музыкальных критиков, по сей день не способных «классифицировать» таких звезд, как Red Snapper, Jamiroquai, Up, Bustle & Out и Funky Porcini.

Acid jazz - музыка, полная эмоций, движения, живой энергии. Иногда это живые музыканты: пианисты, флейтисты и трубачи, выступающие с ди-джеями; иногда это сэмплы классиков джаза или бопа, приправленные крышесносными лупами ди-джея. Это отход от любимых четырех четвертей стиля techno в сторону ломаных, синкопированных ритмов, это солисты, свингующие даже тогда, когда рамки жанра не позволяют. Это джаз девяностых, принимающий в себя latin, flamenco, afro-cuban так же естественно, как и элементы стилей электронной музыки, те самые техно и трип-хоп.

И хотя инициаторами жанра считаются англичане Джилс Петерсен (Giles Petersen) и Крис Бэнгс (Chris Bangs), работавшие ди-джеями на радио Kiss FM в 80-х годах, его корни в джаз-роке и джаз-фанке конца 60-х - начала 70-х годов. И только потом Петерсон и Бэнгс стали крутить джазовые пластинки в качестве клубной, танцевальной музыки и сделали acid jazz самой живой, сумасшедшей и заводящей электронной музыкой на планете. Танцуйте!

Практика

Acid jazz прошел долгий путь к популярности: эксперименты, еще не ставшие новым жанром, альтернативная музыка, «широко известная в узком кругу», выход на радио и экраны телевизоров? Последнее - большая заслуга звукозаписывающих компаний (лэйблов), вложивших деньги в раскрутку жанра: английского Talkin? Loud, созданного Джилсом Петерсоном еще в 1988 году, американского Instinct Records, немецкого Compost и многих других.

Наиболее известные в России эйсид-джазовые группы (обе, кстати, - «живые», не только студийные проекты): Jamiroquai - альтернативный рок/acid jazz с элементами dance и trip-hop и Red Snapper - acid jazz/trip-hop . Конечно, они не играют чистый acid jazz, но это и естественно - он стал частью мирового музыкального процесса.



Ambient до и после тишины*
Автор: Илья Сайтанов


Возникновение эмбиента как стиля музыки относят к 70-м годам. За прошедшие 20 с гаком лет произошло так много событий, что трудно даже упомянуть их все в маленькой статье. Появилось множество «ответвлений»: можно услышать про Ambient dub, Ambient house, Ambient techno, Ambient breakbeat, Dark Ambient и даже Ambient Pop. История обросла мифами, появился собственный лексикон, в том числе русскоязычный (как вам словечко «эмбиентность», например). Музыканты творят нетленки, а тем временем диски и кассеты The Orb, Future Sound Of London и иже с ними заполняют прилавки музыкальных магазинов обеих столиц.

А началось всё с альбома английского клавишника, композитора и великого экспериментатора Брайана Ино «Ambient: Music For Airports» и альбомов, последовавших за ним. Это была попытка передать ощущения, испытываемые не только пассажиром приземляющегося «Боинга-747», но и, наверное, самим «Боингом», и всем аэропортом, что бы он там ни чувствовал. Знакомые много гастролировавшему Ино звуки взлетающих самолетов, залов ожидания назвали бы сейчас ambient soundscapes (еще один неологизм). Сегодня поиск оригинальных, бьющих в точку саундскейпов 1 приводит музыкантов в Ванкувер и на Кубу, в Индию и Испанию. И вот уже читаем на обложке изданного в Англии диска: «This album was recorded in Bolivia, Peru, Turkey? and mastered in Bristol in our house recording studio».

Существительное ambient можно перевести как «то, что заставило вас почувствовать атмосферу места», то, что будет вспоминаться и через день, и через год. И музыканты честно стараются поделиться своими впечатлениями. Для достижения этой цели хороши все средства - после саундскейпов идут в ход неожиданные синтезированные звуки, гипнотические ритмы, красивые мелодии, точнее их сэмплы и настойчиво повторяющиеся басовые риффы. Воздействие, кажется, производится не только на слух. В идеале вы должны ощутить вкус на губах и запах? что подскажет вам фантазия.

Например, японец Ryoji Ikeda на основе математических расчетов синтезирует звуки сверхнизкой частоты для прямого воздействия на человеческую психику, рассчитывая непосредственно управлять эмоциональными реакциями.

«Определенные дорожки на определенных наших пластинках разработаны специально, чтобы вызывать различные состояния, а происходит это или нет, в большей степени зависит от слушателя», - утверждает Джон Баланс, выводя одну из фундаментальных концепций группы COIL.

В результате, часто на одной пластинке помещается больше событий, чем в фильме «Титаник», но эту музыку нужно слушать. Можно внимать. И не всегда под нее можно танцевать. Впрочем, даже самая ритмичная и мелодичная эмбиент-композиция чем-нибудь да удивит. Например, порядок звуковых слоев может быть таким: на переднем плане ударные, минималистичный 2 бас и судорожные синтезированные звуки, и только вдалеке слышится красивая мелодия в исполнении сэмплированных струнных.

Замечу напоследок, что эмбиент, добившись популярности, сам теперь создает окружающую среду, является частью нашей повседневной жизни. И я уже не удивляюсь, узнав, что именно Brian Eno создал звук Windows 95 Start-Up, неотъемлемую часть нашей с вами личной эмбиент-композиции.

--------------------------------------------------------------------------------
* - Before and after Silence - перефразированное название одного из альбомов Брайана Ино, переводимого как «До и после тишины».
1 - Звуки окружающего нас мира.
2 - О минималистичности электронной музыки можно говорить долго, скажу только, что встречал даже упоминание о специфическом «эмбиентном минимализме» (в связи с группой ZOVIET-FRANCE). Кстати, и многократные высказывания на тему «Тишина - это идеальный эмбиент» вызывают в памяти композицию идеолога минимализма Джона Кейджа «4.33» - 4 минуты 33 секунды тишины.

Dram-n-Bass помидорная музыка
Автор: Егор Куновский


Не знаю как вы, но уж ваши родители точно застали время, когда всевозможная западная музыка (а особенно рок) была кому-то не очень угодна. И за определенные музыкальные пристрастия могли и из университета попросить. На вопрос: «А почему?» умные дяди и тети любили рассказывать про научные исследования, показавшие, что тяжелый рок угнетает психику, а вот классическая музыка, например, совсем наоборот.

Исследований о совместимости современной электронной музыки и психического состояния молодежи либо никто не проводил, либо их результаты усиленно скрывают. Но кое-какие новости с переднего края науки до меня дошли: если в теплице постоянно будет играть драм-н-бэйс, то помидоры, растущие в той теплице, станут приносить невиданные урожаи. Владельцы теплиц кинулись было в музыкальные магазины скупать компакты с записями Goldie и Grooverider?а, да остановились: ученые, журналисты, клабберы и меломаны никак не могут сойтись во мнениях о том, какую музыку считать драм-н-бэйсом. А точнее: где лежит граница между D?n?B и джанглом и когда же это всё началось? Чтобы попытаться разобраться в этой проблеме, нам придется отправиться в Великобританию лет на 15 назад. Чего не сделаешь ради повышения урожаев томатов?

Итак, еще в 1988 году, когда рейв-движение только набирало силу и на просторах Объединенного Королевства гремело Второе Лето Любви, многих тогдашних ди-джеев, игравших, как сейчас помню, acid house, стал немного утомлять присущий хаусу прямой бит 4/4. То есть басовая бочка на каждый такт, а малый барабан на второй и четвертый. Не самый сложный бит, конечно, но без него музыка перестает быть хаусом. И появляются ломаные ритмы, брейкбиты, джанглы и драм-н-бэйсы. Но до появления всех этих слов должно пройти еще несколько месяцев или даже лет, а пока на многих танцполах стал звучать хардкор. «Хардкор», кстати, очень несчастливое в истории музыки слово, им называли и называют столько всяких разных и ничем не похожих друг на друга стилей, что не запутаться практически невозможно. Тогда это был еще не digital hardcore и не happy hardcore, а скромное и жесткое hardcore techno, со скоростью около 140-150 bmp и не всегда простой структурой бита. Не будем далеко ходить за примерами: The Prodigy играли такую музыку. Но желание нового и необычного не остановить, и одной из тенденций стало добавление в электронную музыку сэмплов со старых рагга-пластинок. Несколько месяцев экспериментов и поисков идеального бита, и, с легкой руки очередного журналиста, словом Jungle называют уже не гитарный фанк, а новый вариант электронной музыки.

На переднем фронте музыкальной культуры идеи всегда носятся в воздухе, поэтому с точностью сказать, кто же сделал решающий шаг, который привел к созданию того или иного стиля, невозможно. Всегда найдутся любители упростить ситуацию и сказать, что Джеймс Браун - отец фанка, Боб Марли - патриарх регги, Трики определил своей музыкой рамки трип-хопа, The Prodigy убили рейв-культуру, а LTJ Bukem придумал драм-н-бэйс. Никогда не поверю, что так оно и было. Просто эти люди сделали себе имя, а любой стиль - продукт совместных усилий множества музыкантов, журналистов, ди-джеев и людей на танцполе.

В конце концов, в любой танцевальной музыке есть ударные и бас, без них никуда, так почему бы только их и не оставить? Итак, начнем с бита. Конечно, далеко не всякий D?n?B-трек будет соответствовать канонам, которые я постараюсь описать, но на то музыкантам и воображение. Самый простой и заезженный бит из тех, что встречаются в драм-н-бэйсе - это старый добрый тустеп, под который еще ваша бабушка в глубоком детстве танцевала. «Девочка Надя, что тебе надо? Ничего не надо, кроме шоколада?» Надоел тустеп? Есть еще один до боли в ушах заезженный ход: за словами Amen Loop или Amen Breaks стоит сэмпл из песни «Amen Brother», The Winstons. В далеком 1990-м LTJ Bukem использовал его в своей «Demon?s Theme», но и сейчас многие не могут обойтись без этого гениального бита. Электронные ударные, конечно, тоже хорошо, но в драм-н-бэйсе каждый удар малого барабана должен звучать как произведение искусства, так что многие довольствуются сэмплами живых ударных. Главное - не делать бит очень уж тяжелым, вязким, основательным и приземленным, в этом случае скорее всего получится джангл. Не забыть бы один достойный упоминания ход при записи ударных - применение «роллов» (разновидность барабанной дроби), проигранных на очень большой скорости, причем роллы могут быть не только барабанные, но и из хлопков в ладоши или ударов палочкой по кромке барабана. Бас должен быть тоже не жесткий, с влияниями даба, регги или того же фанка. Далеко не у каждого музыканта хватит фантазии, чтобы продержать внимание толпы в течение 5-6 минут, используя только эти два элемента. Тут на помощь приходят атмосферные и космические звуки синтезаторов, электронные, а иногда и живые струнные, и вообще все ходы и инструменты из джазового арсенала. А тот факт, что D?n?B чаще всего обходится без пения, рэпа и вокальных сэмплов, хотя и дает развернуться фантазии музыканта, но вызывает у многих слушателей чувство, что все D?n?B-треки на одно лицо. Но это не может уменьшить количество фанатов драм-н-бэйса среди любителей не слишком тривиальной музыки. И хотя после того, как в 1997-м команда Roni Size Reprazent заставила своим альбомом «New Forms» прислушаться к звукам драм-н-бэйса даже британских любителей махровой попсы и ломаные ритмы стали понемногу терять позиции на андеграундных танцполах, количество музыкантов, пишущих D?n?B, может сравниться только с бесчисленными толпами IDM-самоучек. Ну а в Интернете D?n?B-сцена представлена, наверное, масштабнее, чем вся остальная электронная музыка вместе взятая.

Hardcore опасно для жизни
Автор: Crash


Что же представляет собой эта музыка с пугающим названием? Человек, никогда прежде не слушавший хардкор, может лишь сказать, - просто набор звуков. Хардкор - исключительно компьютерная, электронная или синтезированная компьютером музыка с очень быстрым и тяжелым битом (от 180 до 250 bpm). Ударные называются бочкой, потому? потому что надо услышать, а скорее почувствовать некий вибромассаж тела на танцполе. Только осторожнее: говорят, что в середине танцпола есть место, где сходится звук из различных динамиков. Сердце человека, находящегося в этом месте, начинает сокращаться в такт ударным. В случае внезапной остановки музыки сердце может не выдержать. Такое уже случалось. Правда, пока только за рубежом.

Кстати, не стоит путать электронный хардкор с хардкором - разновидностью альтернативного рока. Хотя фанатов того и другого хардкора легко можно спутать. И те и другие отличаются бритоголовостью; свободным, даже несколько расхлябанным стилем одежды; голову венчает бейсболка, а на футболках вы можете лицезреть устрашающие рожи - логотипы известных хардкор-лейблов. Разве что мода электронного хардкора диктует следующие атрибуты: на ногах желательно «Hайки», на голом теле цветастую спортивную кофту от Kangol, застегивающуюся на молнию, или футболку любимого лейбла. Но главное, чтобы вам было предельно удобно и одежда не сковывала душевные порывы и отрывы.

Теперь собственно история. Считается, хардкор зародился в Голландии, но это не совсем так. Просто в Голландии он является чем-то вроде национального музыкального стиля, официально же он появился в Германии. Также в развитии хардкор-культуры приняли участие США, Англия, Франция. И в каждой из них хардкор приобрел неповторимые узнаваемые черты.

На родине тюльпанов (в Голландии) сей «малютка» появился на свет в 1989 году. Голландский хардкор, иначе габбер, от голландского слова gabber, что означает «друг». Говорят, это название связано с тем, что на первых хардкор-вечеринках, проходя мимо секьюрити, желающие оттянуться произносили что-то вроде пароля: «Я - друг». А еще на голландском это же слово имеет значение «паршивец», «молокосос». По другой версии, габбер - часть фамилии известного голландского продюсера, организовывавшего хардкор-вечеринки. Также можно вспомнить английское значение слова «gab» (говорить быстро и необдуманно). Габбер просто пропитан адреналиновой, амфетаминной энергетикой, присущей в основном мужскому полу. Отличия габбера: жестокость, скорость до 300 ударов в минуту, инструментов мало. Ошибиться сложно. Центр голландской габбер-сцены, естественно, - Роттердам. Там же базируется один из популярных хардкор-лэйблов - Neophyte. Многие считают, что этот роттердамский «хулиганский хаус» на самом деле вызов более приличной по сравнению с ним амстердамской рэйв-сцене.

У немецкого хардкора неcколько другое лицо: у него самая что ни на есть наинегатившейшая энергетика, темп ниже, чем у голландского хардкора. Характерные черты: агрессивность, микширование различных танцевальных стилей. Практически основной поставщик хардкор-музыки в Германии - PCP (Planet Core Production), звукозаписывающая компания. Есть, так же, другой лейбл - DHR.

Существует такое ответвление хардкора, как спидкор (speedcore). Спидкор был разработан в «секретных лабораториях Германии», а затем заразил и весь остальной мир. Отличия этого подстиля - более быстрый, чем у хардкора, темп, более тяжелая для восприятия бочка, шумы вместо какой-нибудь мелодии и предельная агрессивность. В спидкоре можно встретить сэмплы гитар или других элементов музыки стиля хеви-металл. По некоторым данным, первые спидкор-композиции появились в 1993 году. В 1995 году образовалась первая в мире германская спидкор-сцена. Позднее в таких странах, как США, Англия, Франция и Австралия обратили внимание на этот стиль, появились свои «темки» и образовались собственные лейблы. Но особое распространение спидкор получил в Европе. В России спидкором интересуется не так много людей. Наверное, в каких-нибудь домашних студиях и можно найти эдакого заядлого спидкор-мэйкера, долго и старательно подбирающего сэмплы для своих будущих творений, которые он предоставит на суд общественности, но - увы! - таких героев можно пересчитать по пальцам.

Пожалуй, стоит упомянуть о таком подстиле, как Happy Hardcore, отличающемся от хардкора радостным и достаточно быстрым ритмом (от 120 до 160-180 bpm) и заводной мелодией. Послушайте Charly Lownoise & Mental Theo или Scooter (альбомы: «?And the beat goes on!», «Our Happy Hardcore», «Wicked!»). Часто используются ускоренные смешные сэмплы из детских песенок и забавные звуки, что, по мнению «меломанов», придает музыке некоторую придурковатость.

Задача этой музыки одна - выброс энергии, причем как позитивной, так и негативной. В большинстве своем на хардкор/габбер-вечеринки ходят подростки. Выбросить адреналинчик, выплеснуть свою бушующую энергию, одним словом, «поколбаситься». Уж лучше, по-моему, оторваться в танце, нежели крушить витрины на улицах. Да и сил после не остается. Меня однажды чуть в милицию не забрали, приняв за наркомана, а я просто еле передвигал ноги после очередной габбер-вечеринки. У габберов есть свои танцы, хоть и под ритм в 200 bmp с хвостиком. Один из самых популярных носит название «габбер-дэнс» - поочередное выбрасывание рук и ног в слегка согнутом состоянии. Постепенно человек начинает сливаться со звуком, а если увеличить темп музыки, то тело само начинает двигаться быстрее, даже не заметно для него самого. Есть одно «но»: лучше не останавливаться вообще. Никаких передышек и «походов за ?Клинским?». Иначе вы не сможете снова войти в ритм и почувствовать музыку своим телом. Сейчас хардкор (скорее габбер) постепенно обретает свою былую популярность в России. Вновь устраиваются габбер-вечеринки в клубах Москвы.

Ahtung! Вся музыка, описанная в этой статье, не рекомендуется для прослушивания дома, так как она слишком тяжела для столь узкого пространства.

House кофе по-американски
Автор: Рашид Алимов

Сегодня этот стиль воспринимается как нечто старое-доброе, обычное-привычное. Бухающая бочка, короткие запоминающиеся мелодии и соло, мажорные аккорды, стандартный танцевальный диско-ритм на 4/4, не очень быстрый темп (120 bmp), иногда - вокал.

Стиль появился в 1983 году в Чикаго и получил название от тамошнего клуба «WareHouse», что означает «склад». В этом клубе с конца 70-х DJ Фрэнки Наклс (Knuckles) играл смесь андеграундного диско, фанка и соула, экспериментируя с синтезаторами, драм-машиной и сводя сэмплы на магнитофонах. Другая цитадель хауса - нью-йоркский клуб «Paradise Garage».

В гремучем коктейле стилей-прародителей главным компонентом стал disco. Европейский электро-поп типа Depeche Mode явился благодатной почвой для хауса, а авангардным ориентиром для музыкантов, разумеется, были работы Kraftwerk.

Иногда полагают, что барабанные сэмплы, используемые в классике от MFSB «Love is the message» - это фундамент хауса. Первыми композициями хауса явились творения Джесси Сондерс (Saunders) с неестественными синтезированными струнными и простым рисунком ударных, эксперименты с ритмами Ларри Херда и Роберта Оуэнса (оба из коллектива «Fingers Inc»), а также Стива Херли. Первое значительное хаус-произведение - «Like This» Чипа И (Chip E). Помимо Наклса, к отцам-основателям хаус-музыки относят также Маршалла Джефферсона (Jefferson) и Джима Силка (Silk), композиция которого «Jack Your Body» (1986) на протяжении нескольких месяцев после своего появления входила в первую десятку многих радиостанций.

В 1986 году чикагский DJ Рон Харди начал свои эксперименты с треками очень жесткой музыки. Результаты этих экспериментов тут же расходились в записях среди многочисленных поклонников. В этом же году успех нового стиля был закреплен первым крупным туром чикагских музыкантов (Адонис, Джефферсон, Fingers Inc. и Кевин Ирвинг) по Великобритании.

Хаус принято разделять на большое количество стилей и подстилей. Так, для Chicago House характерно наличие вокала и простых повторяющихся мелодий на фортепьяно (Kym Mazelle «Taste My Love», Ralphie Rosario «You Used To Hold Me», Ragtyme-Byron Stingily «I Can?t Stay Away»). Чисто танцевальная версия хауса получила название «Club House», или «Hand Bag» (рассказывают, что название пошло от танца, который исполняют на танцполе маленькие девочки вокруг своих рюкзачков).

Acid House, появившийся также в Чикаго, был создан с помощью синтезатора «Roland 303» DJ Пьером (Pierr), который поделился своей находкой с Роном Харди. Характерная черта acid house - синтетическое «кислотное» звучание, получаемое благодаря растягиванию звука во времени и пропусканию ударной партии через резонансные фильтры. Acid house - очень быстрая и жизнерадостная поп-музыка будущего. Первая композиция этого направления - «Acid Trax» от Phuture (1986). Новое направление было с интересом встречено в Великобритании, где вскоре появились собственные acid-лейблы (A Guy Called Gerald и Baby Ford). Впрочем, именно в Великобритании одна из первых композиций acid-house «We Call It Acid» была запрещена для трансляции на BBC из-за схожести названия стиля (acid) и «кислотных наркотиков», например LSD. Из исполнителей стоит выделить Armando, Bam Bam, Amy Jackson, Адониса.

Deep house («глубокий» хаус) больше тяготеет к соул-музыке, а вокал в виде церковных песнопений добавляет море эмоций к жесткому электронному ритму и синтезаторным аккордам.

Иногда выделяют еще Speed garage - комбинацию хаусовых ритмов и глубокой медленной басовой линии, с обработанным электронным вокалом, а также Progressive house, для которого характерен быстрый ритм и женские вокальные партии (Sasha, John Digvid). Добавим, что отличился в стиле house (на пересечении с трансом) и DJ Грув, в недавнем прошлом - кумир отечественной молодежи. House-альбомы Грува обвиняют в том, что они сделаны только из коммерческих соображений, однако композиции из альбома «Счастье есть» действительно были хитами.

IDM развлечение для интеллектуалов
Автор: Алекс Алексеев

Аббревиатура IDM расшифровывается просто: intelligent dance music. Такое странное и претенциозное название было придумано, говорят, в 1993 году с одной лишь целью - обозначить музыкальное явление, такое же странное и претенциозное, но до сих пор не имевшее адекватного ярлыка. Хотя IDM и зародилась как разновидность techno, музыка эта с самого начала была довольно нестандартна. Пожалуй, именно отказ от сложившихся клише и попытки открыть для techno или электронной танцевальной музыки новые горизонты стали основой для возникновения этого стиля. Со временем IDM приобрел свои более или менее четкие границы, но первоначально это было совершенно хаотическое скопление «неформатного» музыкального продукта.

Считается, что IDM придумал Ричард Джеймс, он же Aphex Twin. Несомненно, этот «интеллектуал» натворил многое из того, что способно смутить неискушенного слушателя. Характерная черта его творчества - как, впрочем, и всего стиля - неожиданные и эклектичные сочетания рисунка ударных, мелодики и звуков. Соединить то, что никогда раньше не было вместе, - вот задача для композитора, вздумавшего писать IDM.

Одним из основных лейблов, специализирующихся на IDM, является Warp. Среди его продукции особую известность приобрели две компиляции: Artificial Intelligence и Artificial Intelligence II, ставшие своего рода визитными карточками всего направления. На этих дисках присутствуют треки таких корифеев, как The Dice Man (Aphex Twin), Autechre, Speedy J, B12, Link, Beaumont Hannant, Polygon Window, Seefeel?

Не менее известный лейбл - основанный Ричардом Джеймсом Rephlex. Многообразие и провокативный характер его композиций едва ли оставит кого-то равнодушным, тем более что кроме эпатажных трюков (вроде попытки запустить в одном из британских клубов вместо пластинки наждачную бумагу) в них всегда было множество интересных находок. Еще одно заметное явление IDM-сцены - британский дуэт Autechre. Этот крайне плодовитый проект успел помимо всего прочего выпустить еще около десятка альбомов под названием Gescom. Описывать все бесполезно, тем более что музыка Autechre крайне разнообразна и, поверьте, заслуживает быть услышанной.

Повторим, IDM - неоднородное и полное заимствований явление. В одних треках преобладает мелодия, в других она сведена практически к нулю и господствует ритм - жесткий и рваный, созданный из шуршаний, скрипов и искаженных барабанных звуков. Одни исполнители ближе к эмбиенту и звуковой абстракции, другие подчеркивают в своей музыке танцевальную основу, третьи работают с жестким индустриально-шумовым звучанием. Иногда к IDM относят и minimal techno (группа Panasonic). Впрочем, относят его, надо заметить, куда угодно.

Вот краткая рекомендация тем, у кого возникло желание познакомиться с IDM поближе: кроме вышеупомянутых проектов, стоит обратить внимание на The Orb, Orbital, Squarepusher, Future Sounds Of London, Funki Porcini, Mouse On Mars, Cylob.

IDM - музыка для тех, кто не хочет отставать от моды. Он все-таки не настолько странен и необычен, чтобы массовая танцевально-диджейская культура отказалась от своего «уродливого сынка». В то же время «интеллектуалы» от музыки, пишущие в этом стиле, полны решимости и здорового цинизма, чтобы всласть поиздеваться над любым заезженным штампом с диджейской вертушки.

Industrial музыканты у станка
Автор: Алекс Алексеев

Industrial - пожалуй, одно из наиболее загадочных направлений в современной музыке. Оно раздвинуло рамки поп-музыки до неожиданных пересечений с «серьезным» академическим авангардом, провокативными политическими концепциями, оккультными учениями и неожиданными техническими идеями. Стилистически это очень неоднородное явление, поэтому существует огромное количество разнообразных, противоречащих друг другу мнений. Наличие металлического лязга - вовсе не тот признак, на который следует обращать внимание.

Первоначально это был, скорее, особый подход к музыке, к творчеству и к жизни, своеобразное мировоззрение, «индустриальная» культура. Сильное влияние на опыты первых индустриальщиков оказали футуризм и дадаизм, оккультисты и битники, странные эксперименты с электромузыкальными инструментами и кольцами магнитной ленты. Среди непосредственных музыкальных предшественников Industrial можно назвать прогрессив-рок (Can, Faust, Tangerine Dream, Pink Floyd), пионеров-электронщиков Kraftwerk, безумных The Residents, некоторых представителей академического авангарда, вроде К. Штокхаузена или П. Анри.

Музыка, получившая от своих создателей эпитет «индустриальной» (с намеком на капиталистическую эксплуатацию и на ненавистную музыкальную индустрию), появилась в середине 70-х. Принято считать, что родоначальниками направления были музыканты британской группы Throbbing Gristle. К тому же периоду относятся и первые записи Cabaret Voltaire, проекта, названного в честь цюрихского клуба - с 1916 г. излюбленного места тусовки дадаистов.

Деятельность первых индустриальных музыкантов была связана не только с музыкой, и даже не столько с ней. Они организовывали различные перформансы, на независимых лейблах издавали аудио- и видеозаписи (Industrial Records, Mute Records и др. были основаны, в первую очередь, как альтернатива разрастающейся массовой индустрии поп-музыки), делали собственные журналы «альтернативного» содержания и т. п.

К концу 70-х появляются новые группы уже за пределами Великобритании. Среди них американский NON, немецкие Einstuerzende Neubauten, австралийский SPK. Все эти проекты - «классика» индустриальной сцены. Вскоре к ним присоединились Clock DVA, Z?ev, Rhythm & Noise, Test Dept, Whitehouse, Laibach, Zoviet France и др.

Throbbing Gristle выступили в последний раз в мае 1981 г. Отказавшись от своей громко заявленной «индустриальной стратегии», они распались на несколько проектов, каждый из которых занял определенную музыкальную нишу от dark folk до techno. Psychic TV, Chris & Cosey, Coil, Current 93, Nurse With Wound - вот далеко не полный список групп, появившихся на этой благодатной (или же испорченной?) почве.

Примерно в это же время, параллельно с рок-музыкой новой волны, пост-панком и готикой, появились группы, играющие довольно тяжелую, депрессивную музыку, полную шума и скрежета, но в ритмической и мелодической основе типичную для своего времени. Они использовали сэмплеры, драм-машины и прочую навороченную технику, которая с конца 70-х годов стала особенно бурно развиваться, завоевывая массовый рынок. Характерный прикид музыкантов (радикально всклокоченные и спутанные волосы, подчеркнуто изможденные лица, нарисованные синяки под глазами), а также довольно специфические тексты, повествующие о разложении, коварстве прогресса и порочности цивилизации, выдавало в них некий крайний вариант new wave и electro-pop, ставших на тот момент довольно популярными.

Так сформировались более мрачный, близкий к готике и эмбиенту dark wave и более танцевальный EBM (electronic body music или electro-industrial). Последний завоевал, пожалуй, наибольшую популярность, хотя музыкально менее всего походит на новаторские эксперименты первых представителей индустриальной сцены. Его отличают несложные ритмы, использование гитарных сэмплов и «тяжелого» искаженного вокала. Многое роднит electro-industrial с такими направлениями современной тяжелой рок-музыки, как thrash-metal и hardcore.

EBM - это львиная доля релизов крупного американского лейбла Cleopatra Records. Здесь и Leather Strip, и Front Line Assembly, Birmingham 6, Razed in Black, Front 242, Die Krupps, ну и, конечно, Ministry. Несколько особняком во всей этой довольно однообразной компании стоит известный канадский проект Skinny Puppy, выпускавшийся на лейбле Nettwerk.

На сегодняшний день термин Industrial объединяет огромное количество различных музыкальных направлений и стилей. Часто к нему относят любую экспериментальную и не вполне понятную музыку, использующую электронные инструменты и сэмплы. Правда в том, что Industrial вобрал в себя все наиболее радикальное, что было создано в музыке за последние полвека: «конкретную музыку» (musique concrete - использование звуков немузыкального происхождения), ambient (преимущественно dark ambient, мрачный и тягучий, полный таинственных шумов и завываний), noise (то есть шум - в чистом виде), techno (опять-таки наиболее радикальное - minimal или power electronics), dark folk (европейский фолк, упавший на холодную электронно-индустриальную почву).

Одним из наиболее необычных ответвлений индустриальной эстетики является Noise. Когда он появился, неясно. Уже футуристы активно использовали шумы в своих музыкальных экспериментах. Но, с другой стороны, любой звук может восприниматься как «шум»? Наиболее последовательно и антимузыкально шумом занялись японцы, благодаря чему возник даже специальный термин - japanoise. «Изобретателем» японского шума считается Масами Акита (его проект Merzbow существует уже более двадцати лет, выпуская в год несколько дисков абсолютно неслушабельного материала). Merzbow необычен, как и вся современная японская культура, с упорством маньяка переиначивающая западные образцы в нечто невероятно странное. Японский noise по своей неистовости и бескомпромиссности недосягаем для любых образцов американского или европейского шума. Его нельзя любить - можно только уважать за концептуальность. Удовольствие от прослушивания - сродни мазохизму. Другие известные японские шумовые проекты - Government Alpha, Aube, MSBR, Masonna.

Что касается Европы, здесь традиция шумовых экспериментов уходит корнями в академический авангард и musique concrete. Японский extreme в такой музыке по определению невозможен. Она более медитативна, плавно перетекает в ambient и обратно, при некоторой привычке может доставлять даже приятные ощущения. В конечном счете, понять по формальным признакам, где граница между ambient и noise, невозможно, поэтому будем считать, что все определяется степенью безумия каждого отдельного музыканта. В качестве удачных примеров «индустриального» эмбиента с достаточным количеством разного аморфного или структурированного шума можно назвать Dead Voices On Air, Zoviet France, Nocturnal Emissions, Deutsch Nepal, Lustmord? Вообще-то почти все известные индустриальные коллективы конца 70-х - начала 80-х годов экспериментировали с noise и с ambient, но не все сосредоточились на бесконечном воспроизводстве абстрактного звука.

Еще одно музыкальное направление, отчасти связанное с шумом - это rhythm & noise (или power electronics, power rhythmic noise). «Кусочки» шума выстроены здесь в четкие техно-ритмические структуры. Частота ударов довольно высока, поэтому такая музыка, как правило, не дает расслабиться. Интересующиеся могут послушать Synapscape, Esplendor Geometrico, P.A.L., Blackhouse, Allerseelen.

А вообще, говорить о музыке - это, как известно, последнее дело. Начинаем слушать.

Trance грустная музыка новой Европы
Автор: Рашид Алимов

С начала девяностых Европа не мыслит себя без бесшумных автомобилей, ноутбуков, высокотехнологичных кофеварок и хронического недосыпания. Но есть еще одно. На излете второго тысячелетия стеклянно-металлические конструкции Берлина и других европейских городов погрузились в музыку trance.

Ритмическая структура транса проста, в основе всегда - однородный прямой бит, 130-140 bmp. В то же время синтезированные звуки в trance всегда мягкие, длинные и совсем не похожие на звуки техно. Мелодии - спокойные, обычно печальные, а порой даже мрачные.

Принято считать, что транс появился в конце 80-х под влиянием industrial, американского электронного техно и психоделии семидесятников (Pink Floyd). Теперь об этом стараются не говорить, но появление транса совпало по времени с изобретением наркотика «экстази». Основные лейблы, на которых в начале девяностых стала выходить новая музыка, - это немецкие Eye Q, MFS и бельгийский R&S.

Наиболее тепло была воспринята публикой версия транса, ставшая популярной в 1996 году с выходом сингла Роберта Майлза «Children». На сингл был снят клип, в котором существо неопределенного пола двигалось под несколько занудные, но мелодичные звуки. В том же году Майлз (в миру Roberto Concina) выдвигался на премию MTV за создание нового танцевального стиля - Dream House. Отличительной особенностью этого подстиля являются мягкие мелодичные фортепьянные линии и особая симфоничность звучания. Нередко присутствует женский или хоровой вокал. Интересующимся можно посоветовать помимо Майлза композиции Cosmic Baby, Paul Van Dyk, а также DJ Dado, произведения которого использовались в сериале «Х-files».

Пик транса прошел в конце 90-х, но в настоящее время он продолжает звучать в очень многих клубах, пусть и не самых модных. Под эту музыку посетители продолжают экспериментировать со своими физическими оболочками, а музыканты, которым становится тесно в рамках клубного транса, продолжают эксперименты в hard-trance и goa.

Hard Trance отличается более быстрым ритмом, тяжелым и жестким звучанием. Больше всего композиции в этом стиле издавались в середине 90-х годов на немецком лейбле Harthouse. В этом поднаправлении стоит упомянуть «Accident In Paradise» Sven Vath и альбомы Resistance D.

Psychodelic (Goa) Trance получил свое второе название от провинции на западном побережье Индии. В 60-е годы там обретались хиппи, а в 1987 году Кристофер Чес первый придумал и упомянул термин goa trance. Первым гоа транс альбомом считается работа группы Juno Reactor - «Transmissions».

От других подстилей транса goa отличается объемным басом, резкими синтезированными звуками, жужжаниями и свистами, полифонией и тяжелым ритмом. В этом стиле часто используются и этнические сэмплы. Именно этническая составляющая сделала направление goa популярным в Израиле (коллективы Har-el Prussky, California Sunshine, Space Cat, Oforia, Holymen и др.).

Среди представителей стиля goa я бы посоветовал послушать завораживающие композиции Hallucinogen, отличающуюся сложным рисунком музыку Ethnica и ироничную - Doof. Большинство лейблов, выпускающих goa, находятся в Великобритании (Dragonfly, TIP, Matsuri, Koyote, Blue Room и др.).

Пожалуй, наиболее известен сегодняшнему слушателю израильский трансовый дуэт Astral Protection. Лиор Перлмуттер и Ави Ниссим в конце 80-х играли industrial, но быстро влились в новое направление. Ави занимается программированием аналоговых синтезаторов и звукоинженерией, Лиор же в основном работает над аранжировками. Сейчас они продолжают выкладывать свои трансовые и гоа-трансовые mp3 композиции в Интернете. В России в сети распространяет свое творчество трансовый коллектив ППК.

Trip-hop острота ощущения
Автор: Илья Сайтанов

Вначале поговорим о названии стиля. «Трип» (путешествие) - словечко, перекочевавшее в лексикон любителей психотропных средств, где стало означать уже «путешествие за просветлением». И, разумеется, «хип-хоп» - слово, вызывающее в умах средневзятого школьника ассоциации с рэпом, бодренькой, но изначально довольно бедной по палитре музыкой, ориентированной, в первую очередь, на передачу ритмически поддержанного текста. В лучшем случае наш школьник вспомнит Fatboy Slim, а скорее всего - Bad Balance или Децла.

К счастью, тонкая и изысканная музыка Portishead, Red Snapper или Up Bustle & Out взяла от американского гангста-рэпа только тот самый, узнаваемый, завораживающий рисунок ударных - раз-раз-два-а, и заменила агрессивный рэп на виртуозные мелодии или чарующие женские голоса. Музыка стала хрупкой, печальной, хотя неверно представлять себе музыкантов вечно погруженными в депрессию - просто всерьез восприняли то, о чем они только что вам рассказали.

Вообще, мне кажется, именно trip-hop максимально приблизил электронную музыку к песенному жанру - хотя это по-прежнему «композиции», «треки», которые выдаются за песни, более удачно, чем когда-либо; возможно, именно за счет привлечения акустических звуков, концертных выступлений с живыми музыкантами, импровизирующими под сэмплы перкуссий и баса. Да и сами музыканты, например Morcheeba, владеют гитарой, клавишами, ударными?

И, конечно, удивительные солистки, создающие лицо жанра: Beth Gibbons (Portishead), Bjork, Martine (Tricky), Skye Edwards (Morcheeba), Шара Нельсон и другие, приглашенные Massive Attack вокалистки - не знаю, чем оправдана такая экспансия женских голосов, но это явно не подражание добившимся успеха коллегам. Возможно, способность глубоко сопереживать, более свойственная именно женщине, оказалась решающей для создания отрешенной атмосферы «остроты ощущения», искренности, возникающей после прослушивания первого трека на диске и остающейся надолго после последнего?

И, хотя trip-hop часто служит фоновой музыкой, недаром его называют современным блюзом - не только за грусть (blue) и сэмплы из классики блюза, использованные на первом альбоме Portishead, но и за магию человеческого чувства, сопереживания, которое затрагивает душу, заставляет плакать и смеяться, жить, в конце концов.

Потом это назвали «Бристольским взрывом». А сначала был 1991 год, и первый альбом (Blue lines) группы Massive Attack из города Бристоль, на юго-западе Англии. Это явилось провокацией - первый британский рэп, абсолютно не похожий на своего американского брата, положивший начало тому, что после стали называть? ну, вы догадались. В 1992 создан Mo.Wax - первый лэйбл, вложивший деньги в трип-хоп и до сих пор издающий актуальную сегодня музыку.

Другие бристольцы выстрелили позже: в 1994, когда в Манчестере гремят Oasis и Blur, выходит «Dummy» - первый альбом Portishead, группы, кристаллизовавшей лучшее из сделанного до них и создавшей свой, неповторимый стиль, тоже называемый трип-хопом, за неимением лучшего слова.

Затем были Tricky, Morcheeba, успешно продающие свои пластики в Англии, Америке (круг замкнулся) и в России. В 1995 году основан Ninja Tune - ныне лучший trip-hop лэйбл, издающий бристольцев Tricky, «Up, bustle & Out» и лондонца Funki Porcini, смешавшего джаз, трип-хоп, джангл, фанк в сумасшедшем компоте 1. К 1996 трип-хоп выходит на большую сцену, возникает арсенал приемов, по которым узнается хорошо сделанная современная музыка 2.

Джungle пляски под тропическим ливнем
Автор: Константин Рощупкин aka minaton

BreakBeat, Drum?n?Bass и Jungle имеют в своей основе ломаные ритмы. И называются первые два соответственно: BreakBeat (break - ломать, beat - бит, ритм), Drum?n?Bass (drum and bass - ударные и бас). А вот со стилем Jungle все гораздо интереснее.

MC Navigator, радиостанция Kool-Fm: «Название Jungle пришло из города Кингстон на острове Ямайка из места Tivoli Garden`s, жители называли его Jungle. В это же время существовала компания Junglists. Их композиция «Alla The Junglists» была сэмплирована с магнитофонной ленты, после чего люди стали называть музыку джанглом».

С английского языка jungle переводится как джунгли. Представьте себе дикую природу, густые заросли, лианы, пальмы, загадочность и опасность, вообразите, что вас кто-то преследует, вы убегаете, падаете, снова бежите (видео The Prodigy «Voodoo People»), светит жаркое солнце (или идет тропический ливень, кому что по душе). А теперь переложите эти ощущения на музыку - получится Jungle, ошеломляюще быстрая музыка со сложным ритмом ударных и рваной басовой линией.

Для jungle характерно синкопиpование (перенесение акцента с сильной доли на более слабую), «вольный» размер ритма композиции/произведения (он может быть как на 2/4 или 4/4, так и на 7/8, и 5/4 и т. д.), ритмическая полифония (многоголосие), свингование (раскачивание), а также применение «роллов» (разновидность барабанной дроби), проигранных на очень большой скорости, причем роллы могут быть не только барабанные, но и клэповые (clap - хлопок в ладоши). Главный признак jungle - полиритмичность, когда ударные имеют скорость примерно 170 bmp и больше, а басовая линия проигрывается со скоростью 85 bmp, то есть в два раза медленнее.

Для того чтобы выяснить, откуда берет свое начало этот стиль и когда он возник, необходимо проследить появление ломаных ритмов как таковых в европейской музыке. Окинув взглядом нашу небольшую планетку, останавливаем свое внимание на Африке - чернокожий шаман заставляет всех безумно биться в экстазе, выстукивая бешенный ритм на огромном тамтаме. Африканцев можно считать прародителями «рваных» ударных. А дальше все просто. Hегpы, вывезенные в качестве рабов в Hовый свет, привезли с собой этот ритм. Впоследствии из синтеза элементов европейской и африканской культовой музыки возник джаз, давший в свою очередь начало таким стилям, как соyл, фанк, pегги, хип-хоп и дp.

В начале 90-х house музыка после возникновения, пика популярности и трансформации в acid переживала некоторый упадок: городская молодежь разочаровалась (но не устала), слушая house, acid, garage, и искала новые звуки. Именно в то время hip-hop помог появиться на свет breakbeat?у, который затем раздвоился на hardcore и jungle. Впоследствии у jungle, как у любого другого фундаментального стиля, стали появляться свои подстили: Ragga Jungle, Drum and Bass/Intelligence, Techstep/Dark side, Hardstep, Jazz-step/ Artcore.

Что послушать:

Начало: Andy C «Valley of the Shadows», The Scientists «Exorcist», General Levy «Incredible», Apachi & Shy-FX «Original Nuttah». Классика: Goldie «Timeless», Omni Trio «Renegade Snares», DJ Hype «Tiger Style», Dilinja «Sovereign Melody», Plug «Drum?n?Bass For Papa».

Интересное: LTJ Bukem «Music», Ed Rush «Bloodclot Attack», обязательны к прослушиванию живые выступления и mix сэты от Aphrodite, John B, DJ Wild Child, DJ Hype, Grooverider, LTJ Bukem, DJ Mickey Finn, Shy Fx.

Новое: Calibre «Do You Thang Now», Marcus Intalex & ST Files «The Way You Make Me Feel», Carlito & Addiction «Supergrass», Kosheen «I?ll Hide You».

--------------------------------------------------------------------------------

1 - «Я считаю, что техно - очень скучная музыка, этот счет 4/4 сам по себе скучный», - говорит Фанки Порчини. - «Наилучшая танцевальная музыка - это джаз или хип-хоп. Все остальное - это те же 4/4. Хип-хоп произошел из джаза, а джаз есть натуральная танцевальная музыка. А то, чем я занимаюсь, предполагает даже больший простор». 2 - Послушайте, например, «Climbin? up the walls», красивейшую вещь группы Radiohead, которая доселе и близко к трип-хопу не стояла.

TopList

<plaintext>