Sinclair ZX Spectrum

Info

 

 

Sinclair ZX Spectrum =======ZX-Spectrum : автобиография титана Yuri Potapov Спецвыпуск Xakep, номер #038

 




Рождение, история и мутации культового компьютера

Прошло всего 20 лет, и вот память исчисляется уже даже не мега, а гигабайтами, и моя любимая игра Digger заканчивается быстрее, чем я успеваю что-либо разглядеть на экране. Но это сегодня, а тогда, в начале 80-x годов, все было иначе…

Рождение Speccy

Все началось в далеком 1979 году, когда фирме Sinclair Research Limited удалось выпустить домашний компьютер ZX80 с рекордно низкой ценой - всего 99 фунтов. Благодаря небольшим жертвам - вместо монитора этот комп использовал обычный телевизор, а в качестве дисководов - кассетный магнитофон – Синклеру удалось создать действительно доступный домашний компьютер, заодно обойдя на несколько корпусов ближайшего конкурента - Commodore PET, выпущенного на полгода раньше и стоившего в 7 (!) раз больше нашего новорожденного.

В 1981 году поступила в продажу новая модель ZX81, стоившая уже 60 фунтов. И ZX80, и ZX81 продавались в двух видах: в готовом и в виде набора деталей для радиолюбителей (в духе "сделай сам"). После этого знаменательного события компания Timex приобрела лицензию на производство всех разработок Синклера.

И вот в 1982 году появляется ТОТ САМЫЙ ZX Spectrum, выпускающийся в двух модификациях - 16K и 48K. Грамотно проведенная рекламная компания позволила поднять объемы продаж до 15 тысяч машин в неделю. Кстати, несмотря на то, что изначально Spectrum был предназначен для обучения, его популярность обеспечивали в основном геймеры, и общее количество игр, написанных для Speccy, исчисляется тысячами (по моим подсчетам, около 10000). В это же время было разработано и множество различных периферийных устройств - от принтера до светового пистолета.

К 1984 году появились более мощные домашние компьютеры от Atari, Commodore и Amstrad, но они не могли составить серьезной конкуренции - люди охотнее брали более раскрученный Спектрум, народу он полюбился и, к тому же, для него выпускалось несколько интересных специализированных журналов, таких как Sinclair User, Crush, Your Spectrum.

Детство

Несмотря на выпуск в конце 1985 года новой модели - ZX Spectrum 128, имеющей увеличенный объем памяти и встроенный музыкальный сопроцессор, всего через год компании Sinclair Research Limited пришлось расстаться со всеми правами на ZX Spectrum и его модификации в пользу фирмы Amstrad. Это произошло из-за провала ряда других проектов, таких как, например, компьютер Sinclair QL и электромобиль Sinclair C5.

В 1986 году теперь уже фирма Amstrad выпускает ZX Spectrum+2 со встроенным магнитофоном, а позже, в 1987, ZX Spectrum+3 со встроенным дисководом. Этот комп прославился полным отсутствием совместимости с оригинальным Speccy. Кроме того, его «встроенный дисковод» работал только с нестандартными дисками - размером 3 дюйма и объемом 160 Кб.

Последней машиной, разработанной фирмой Amstrad, был выпущенный в 1988 ZX Spectrum+2A, при его разработке фирма вроде бы учла претензии пользователей, но фактически - это был тот же +2 с ROM от +3.

Тогда же Amstrad пришлось свернуть сначала +3, а в конце года - и все остальные модели, мотивируя это плохой продажей собственных разработок фирмы. Детище компании Timex, названное Super Spectrum, постигла та же судьба - Amstrad как правообладатель запретила производство и продажу этой интересной и опережающей свое время машины. Казалось, что на этой торжественной ноте история Спектрума должна была бы подойти к концу, ведь про Спек забыли и крупные издатели игрушек - последние гамесы, выпущенные, например, Ocean, CodeMasters и U.S. Gold датируются 1991-1992 годами, но на самом деле все только начиналось.

Коммунизм – это молодость Спека

Никто не скажет сейчас, кому пришла в голову идея реализовать Спектрум на отечественных деталях, однако опубликованная в журнале "Радио" схема компьютера, названного, соответственно, «Радио-86РК», вызвала большой ажиотаж в кругах радиолюбителей, и позднее в магазинах появились даже наборы радиодеталей с прилагаемой схемой. Несмотря на то, что схема Спектрума была зашита в ПЛМ, и все многообразие моделей, существующих на данный момент, - лишь попытки повторить оригинал, это был действительно прорыв. Кстати, Commodore 64 проиграл Спеку и на нашем поле, поскольку не мог быть скопирован российскими умельцами из-за своих специализированных сопроцессоров.

В 1988 году появилась "Москва" - машина, наиболее приблизившаяся к оригиналу. Большинство схем, появившихся позже, содержат идеи взятые именно из нее. В 1989 году появляется "Москва-128" и самая дешевая и массовая модель "Ленинград-1" - первая модель с интегрированным Бета-Диск интерфейсом. Позднее Бета-Диск стал неписанным стандартом для всего СССР, что до сих пор вызывает откровенную зависть зарубежных пользователей.

Вот тогда-то, в конце 80-х, и состоялось мое знакомство с этим удивительным творением. Все было просто: в магазине спортивных товаров в уголке стоял телевизор, к нему была подключена коробочка с кнопками и джойстик. Тогда я даже не знал что это, для меня это был просто Компьютер с большой буквы.

В начале 90-х Спектрумы стали производить уже на государственных предприятиях, где в его схему и ПЗУ вносились еще более чудовищные изменения.

Такими были "Дельта-С" с зашитым русским знакогенератором и кнопкой «РУСЛАТ», "Рейд", "Кворум-64" со встроенной CP/M, "Кворум-128", "Хоббит" с уникальной клавиатурой и улучшенными сервисными возможностями.

Также я видел нечто, выдававшее при включении мощную надпись: "КУВТ УКНЦ ГОТОВ К РАБОТЕ", конструктивно выполненное в корпусе из 3-миллиметровой (!) стали, с удивительно аккуратной и оригинальной клавиатурой. Падение этого устройства со стола на ногу легко могло отправить пользователя в травматологическое отделение. Более того, я даже знаю людей, которые посетили травмпункт именно из-за неосторожного обращения с «КУВТ УКНЦ». Она просто не прощала неуважительного отношения :).

В 1992 году у меня появился первый Спек - "Дельта-С 128" производства Чебоксары. Для полного счастья в его комплекте присутствовал ч/б ТВ-модулятор, RGB выход и клавиатура в 58 клавиш, правда, очень огорчало отсутствие музыкального сопроцессора - позднее я узнал, что он поставляется вместе с Бета-Диск контроллером, а вот их-то у нас в Самаре и не было.

Самым навороченным и мощным среди российских разработок был "Профи" от фирмы "Кондор". 1 Мб ОЗУ, CP/M, расширенная графика, полноценные параллельный и последовательный порты, встроенный музыкальный сопроцессор, контроллер IBM клавиатуры, контроллер HDD, турборежим. Недалеко отстал и "ATM-TURBO", но памяти там было только 512 Кб. Еще одна модель, о которой стоит упомянуть, это ZS Scorpion 256, в отличие от "Профи" и "ATM" имевший ОЗУ всего 256 Кб, но не уступающий по количеству периферии и значительно превосходящий их по совместимости.

Начиная с 1991 года на нашей могучей родине регулярно выходит журнал "ZX-ревю", издается множество литературы, как по программированию, так и описания игр. В 1993 появился первый электронный журнал "Спектрофон", занимавший целый диск. Позже появилось и исчезло немало электронных изданий, но ни одно из них не смогло его превзойти - ни по атмосфере, ни по количеству номеров.

После 1992 года поток программ с запада сильно сократился, а позднее и вовсе иссяк. А через пару лет в прессе впервые зашла речь о смерти Спектрума как домашнего компьютера, и начали высказываться предложения дружно переходить на IBM или Amiga, где, мол, и игры играбельнее и графика красивее, и вообще все-там-лучше. Поначалу такие публикации лишь вызывали смех, но по мере увеличения их количества они стали просто раздражать.

Год 1994 был отмечен выходом первой русской полноценной мега-демо "Satisfaction", сделанной командой CodeBusters, а Спектрум, соответственно, был объявлен лучшей в своем роде машинкой для демок. К этому времени по бывшему СССР сформировалась довольно приличная сеть свапперов, да и в магазинах радиотоваров всегда лежал каталог программ для Спека. Спустя полгода после выхода «Satisfaction» появились десятки как откровенно неудачных, так и вполне приличных попыток превзойти CodeBusters. Отдельные призывы в СМИ прекратить заниматься ерундой и найти что-нибудь более серьезное и интересное ни к чему не приводили, и вот в 1995 году выходит разработанная Вячеславом Медноноговым игра «НЛО: Враг неизвестен», сделанная по мотивам одноименной игры от фирмы Microprose. Это был прорыв - никто из русских гейммейкеров ничего подобного еще не совершал. Год спустя выходит "НЛО2: Дьяволы бездны", по некоторым моментам даже превосходящая оригинал. В 1997 году выходит его последняя игра для ZX Spectrum, названная "Черный ворон" - RTS, сделанная по мотивам WarCraft. Заявленное на 1999 год продолжение в стиле "StarCraft" все так и не выходит, несмотря на то, что мы его очень ждали :).

В 1996 году в Питере проходит фестиваль компьютерного творчества Enlight, и Спектрум собирает возле себя больше народу, чем демонстрируемые там же IBM PC и Amiga. С тех пор фестивали проходят регулярно, в разных городах, под разными названиями, иногда по 2-3 в год. Некоторые широко освещаются в СМИ, о некоторых знают лишь избранные.

Весь мир компьютер, а люди в нем играют

На этом я хочу закончить с историей и познакомить тебя с игровыми возможностями Спека, ведь термин "бытовой компьютер" говорит, прежде всего, о том, что это - компьютер для дома, а дом это место для отдыха. Так что поможет лучше расслабиться после трудного дня, чем погружение в выдуманный мир?

Спектрум не имеет чисто текстового экрана, но зато у его графического экрана очень интересная структура. Он состоит из двух частей: первая - это монохромный блок 256х192 точки, вторая - цветовая составляющая 32х24, т.е. каждому элементу 8х8 точек соответствует один байт атрибутов. Таким образом, размер экрана составляет всего 6912 байт и позволяет на 3,5 МГц добиваться приличной скорости работы программ без использования графических ускорителей. Единственным минусом здесь является жестко заданное разрешение экрана.

Россия - не Европа, и никто в 90-х не собирался поставлять лицензионное ПО в страну, где нет закона об авторских правах. Поэтому все, что попадало сюда, в большинстве своем было уже лишено защиты, а порой даже и некомплектным. Но поскольку тогда еще никто не знал другого (лицензионного) пути получения программ, игры даже в таком виде работали и радовали.

На Спектруме представлены все жанры и виды, можно даже сказать, что все, что есть на более мощных платформах, есть и на Спеке. Это и чисто текстовые Adventure, такие как The Hulk, и графические - такие как Sceptre of Bagdad и Dizzy.

Существуют на Спеке и стратегии, как пошаговые, так и в реальном времени.

Guardian Of Eternal

Спектрум не уйдет, пока его использует хотя бы один человек. Самой большой проблемой в настоящее время является то, что новые машины уже не производятся, и проще, а самое главное, дешевле купить себе очень неплохой PC, чем найти Спектрум. Но несмотря ни на что, создается софт, пишутся различные программы, даже выпускается газета. Правда, сам Спектрум в большинстве своем используется только в виде эмулятора. Из-за этого в FIDO-конференциях очень часто возникают пустые споры - кого можно считать настоящим спектрумистом, а кого нельзя.

Мне часто говорят: "Зачем тебе Спектрум? Выкинь его или отдай на радиодетали. Возьми себе крутой ПЦ и используй его крутые возможности, ведь там все есть". Мне нечего сказать в ответ, человек просто не понимает, о чем говорит. Ведь Спектрум - это не просто какой-то калькулятор, это Легенда, машина, сделанная с душой.



Биография Отца Спектрума - сэра К.М.Синклера.

Эту историю наизусть знает любой уважающий себя спектрумист :).

Клайв Марлз Синклер родился 30 июля 1940 г. в Ричмонде. Тем же летом его мать забрала его и переехала из Лондона в более безопасный Девон. Когда их дом в Ричмонде был уничтожен бомбежкой, Билл Синклер, отец Клайва, нашел новый дом в Бракнелле, в графстве Беркшир. Там они и жили до окончания войны. В 1943 году родился брат Клайва - Лейн, а в 1947 году сестра Фиона. С детства Клайв проявлял выдающиеся технические способности, а созданная им модель подводной лодки даже подсказала его деду Джорджу несколько интересных идей :).

Нельзя сказать, что Клайву было легко учиться в школе, его интересы и мечты не соответствовали возрасту. Ему было интереснее общаться со взрослыми, чем со своими сверстниками. Когда Клайву исполнилось 10 лет, учителя начальной школы сказали, что ничему больше не смогут его научить, и он должен сам решить, чему хочет обучаться дальше.

Чтобы взять как можно больше, Клайв поступил сразу в несколько учебных заведений. И в 1955 году он одновременно учился и в высшей школе, и в колледже Святого Джорджа в Вейбридже. Еще подростком он увлекся электроникой, и часто проводил свое время, придумывая и собирая различные электронные устройства. Он собирал небольшие, но очень эффективные радиоприемники для своих родных и друзей. Тогда же он начал публиковать статьи в журналах для радиолюбителей. После окончания колледжа Клайв не стал поступать в университет, он собирался заняться собственным делом - продажей по почте различных электронных устройств для радиолюбителей в виде наборов для сборки.

Фирма C.M.Sinclair's Micro Kit Co впервые появилась на страницах тетради, датированной 19 июня 1958 года, и в этой же тетради была нарисована схема устройства "Марк I" и полная деталировка для него. Но планы – это одно, а стартовый капитал – совсем другое, и где-то надо было его добыть.

В поисках денег Клайв устроился помощником ассистента редактора в журнал для радиолюбителей Practical Wireless, но поскольку редактор и его помощник постоянно болели, то в свои 18 Клайву приходилось все делать самому. Это была не очень сложная работа: он брал статьи постоянных корреспондентов, собирал их так, чтобы материал был интересен и новичкам, и опытным радиолюбителям, наводил некоторый лоск и отдавал в печать. На это ему хватало одного дня в неделю, и остальное время он тратил на свои разработки. Не все схемы, собранные читателями, работали, они писали об этом, предлагали свои решения, поэтому в журнале всегда было что-нибудь интересное.

В августе 1958 Клайв продавал журнал и подписку на него и все еще не имел своего собственного бизнеса. Тогда же он познакомился с Бернардом Бабани, владельцем Bernard's Publishing. Клайв сумел заинтересовать Бабани своими статьями, и тот предложил ему работу и 700 фунтов в год жалованья. Синклер согласился потому, что считал издание книг более интересным, чем издание ежемесячного журнала.

Первая книга Синклера вышла в январе 1959 года и называлась Practical Transistor Receivers Book 1, она была переиздана в том же году и впоследствии переиздавалась не менее 9 раз. Его следующая книга Practical Stereo Handbook была опубликована в июне 1959 и после этого еще 7 раз перепечатывалась в течение четырнадцати лет. Последняя книга Синклера, написанная для Бабани, Modern Transistor Circuits for Beginners, вышла в мае 1962 года.

Амбиции Клайва не давали ему спокойно работать на других людей, и вот в 1961 году он зарегистрировал свою собственную фирму Sinclair Radionics ltd. Тогда он начинал свой бизнес с распространения комплектов для сборки микроусилителя. Со временем он стал производить также микрокалькуляторы и карманные телевизоры.

И вот в 1980 году он выпускает свой первый компьютер zx80 по цене 99,95 или 79 фунтов в виде набора для сборки. В сентябре их было продано уже более 20 тысяч экземпляров.

В Марте 1981 года был выпущен zx81, главным прорывом была цена 69,95, ее удалось снизить за счет использования всего 1 ПЛМ вместо 18 различных микросхем. Выпуск этой машины вызвал небывалый бум на компьютеры в Великобритании, а в марте 1981 японская компания Mitsui приобрела у Sinclair Research ltd права на распространение zx81. До конца 1982 года было продано более 300000 zx81 по всему миру.

За вклад в экономику Великобритании и за zx81 Клайву Синклеру было присвоено рыцарское звание.

В апреле 1982 года был выпущен ZX Spectrum. В отличие от черно-белых zx80 и zx81, у Спектрума был цветной экран и целый 48 килобайт памяти. ZX Spectrum стал не просто бытовым компьютером, он стал легендой.

A Синклер уже готовил к выпуску следующую машину Sinclair QL, этот компьютер должен был стать дешевой альтернативой американским IBM PC и обладал довольно высокими характеристиками: 32-разрядный процессор, ОЗУ 128 Кб с возможностью расширения до 4 Мб, хорошая графика и звук. Но при разработке был допущен ряд просчетов, таких как использование микродрайвов вместо дисководов. Кроме того, неудача с выпуском электромобиля C5 крепко ударила по карману Синклера, в результате чего он продал Sinclair Research ltd фирме Amstrad, оставив себе только лабораторию в Кембридже и свое имя.

Сэр Клайв Марлз Синклер до сих пор продолжает создавать различные устройства, и все, что он создает, отвечает двум требованиям - компактное и недорогое.

Спектрум 48

Объем ПЗУ - 16K

Объем ОЗУ - 48K

Размер экрана – 256х192

Экран состоит из двух частей: первая - это область высокого разрешения, вторая - цветовая составляющая, один байт задает цвет для участка 8х8 точек.

3 бита задают цвет включенных точек.

3 бита задают цвета для сброшенных точек.

1 бит задает повышенную яркость для обоих цветов.

1 бит задает смену режима мерцания со скоростью 12,5 Гц.

Клавиатура – резиновая, 40 клавиш, включает буквы, цифры, Caps Shift, Symbol Shift, Enter и пробел.

Спектрум 128

Объем ПЗУ - 32K

Объем ОЗУ - 128K

Имеет дополнительный экран и музыкальный сопрoцессор, дополнительная память адресуется банками по 16K.

Скорпион 256

Объем ПЗУ - 64K

Объем ОЗУ - 256K

Российская разработка, в 1993 году был подключен жесткий диск, ПЦ клавиатура и мышь, имеется турборежим 7Mhz.

Профи 1024

Объем ПЗУ - 64K

Объем ОЗУ - 1024K

Также отечественная разработка, очень навороченная машина, изначально поддерживался жесткий диск, имеется поддержка CP/M, имеется дополнительное экранное разрешение 512х240, построен на базе процессора z80h, что позволяет в режиме CP/M работать на скорости 14Mhz.

ZX80 стоил всего 99 фунтов. Его ближайший конкурент стоил 700…

В СССР существовала куча модификаций Спека, среди них были как откровенные неудачи, так и полные копии.

Последние игрушки, выпущенные известными издателями, датируются 1992 годом. Тем не менее, их поток не иссяк :).







 

Sinclair ZX Spectrum =======ZX-Spectrum : Золотые годы Cпектрума Влад Сотников (vega56@mail.ru) Хакер

 




15 лет ZX-Сцены

Наверное, каждому компьютерщику знакомо слово Spectrum. В свое время этот персональный компьютер стоял в каждой десятой квартире. Сравнительно небольшая цена позволяла покупать его в качестве игровой приставки для детей, но от приставок типа Dendy его отличало несколько особенностей. Во-первых, игры к нему стоили намного дешевле, во-вторых, в Спектрум был встроен язык программирования Basic. И возможность создавать на нем собственные программы делала его особенным.

Появление Спектрума в СССР

ZX-Spectrum был выпущен английской фирмой Research Ltd в 1982 году. Ее глава, сэр Клайв Синклер, за свое изобретение впоследствии получил звание лорда. На тот момент это была довольно мощная платформа: 48 килобайт ОЗУ (16 в самых первых моделях), 16 килобайт ПЗУ, куда входил Basic, в качестве монитора использовался обычный телевизор, а в качестве носителя информации - кассетный магнитофон. За счет небольшой стоимости этот компьютер быстро завоевал рынок, и его приобрели миллионы людей. Поскольку компьютер позиционировался как игровой, для него вскоре появилось множество самых разных игр, что сделало его серьезным конкурентом для игровых консолей того времени. Успех, впрочем, длился недолго. К концу 80-х годов популярность Спектрума снизилась, его продажи резко сократились. Определенные маркетинговые ошибки Клайва Синклера привели к банкротству корпорации Sinclair Research Ltd., и права на производство компьютера выкупила фирма Amstrad, которая заморозила его выпуск.

В то время как в Европе Спектрум медленно умирал, в нашей стране он только начинал свое развитие. Благодаря простой схеме компьютер можно было легко собрать, что привлекло к нему наших производителей. Незнакомые с понятием «авторские права», десятки кооперативов в начале 90-х годов наладили выпуск ZX-Spectrum'ов. Проблем с софтом тоже не было: проходя через социалистические страны, такие как Польшу, программы непрерывным ручьем потекли на рынки стран СНГ.

К середине 90-х годов Спектрум в нашей стране уже был по-настоящему популярен. Причем, в отличие от европейских юзеров, наши умельцы пытались его всячески модернизировать, что в итоге привело к расширению памяти до 128 килобайт и замене простенького бипера трехканальным музыкальным процессором Yamaha. Конечно, для многих ранних спектрумистов speccy (так прозвали Спектрум) служил в качестве игровой машины, но со временем Sabateur, Dizzy и другие игрушки приелись, так как хотелось чего-то большего. И народ принялся творить. Кто-то экспериментировал с музыкой, используя примитивный редактор Wham! или первый трэкерный редактор Sound Tracker, кто-то стал рисовать графику в редакторе Art Studio, дающем кучу инструментов для создания цветных картинок. Только с программированием были сложности: на прошитом в ПЗУ BASIC’е можно было создать программы, но скорость их работы оставляла желать лучшего. С минутными паузами при построении функций о создании полноценных игр нечего было и мечтать. Но игры такие были и как-то их делали!

Вышедшая в издательстве «Питер» книга Ларченко и Родионова «ZX Spectrum для пользователей и программистов» познакомила юзеров с основами ассемблера. Именно этот язык открывал двери к настоящему программированию. Но так просто создать что-то впечатляющее, даже зная язык, было невозможно. Будущим кодерам предстояло еще пройти школу крэкинга.

Сracked by Bill Gilbert

В эру 48-килобайтных компьютеров софт поставлялся на кассетах, и это были, как правило, только европейские игры, написанные во второй половине 80-х годов. Само собой, все они были защищены от копирования, и чтобы неплатежеспособный советский юзер мог поиграть в такую игрушку, ее требовалось крэкнуть. Взломом занимались преимущественно в Польше. Многие спектрумисты наверняка помнят надпись Cracked by Bill Gilbert в загрузчиках многих игрушек. Билл Гилберт стал поистине мифической личностью – такого количества программ не сломал, наверное, ни один хакер. Ходили слухи, что под этим псевдонимом работала целая польская хакерская группа. Другие утверждали, что видели Билла Гилберта лично, и сейчас он ломает что-то для PC. Как оно было на самом деле, теперь уже неважно, но факт остается фактом - игра выпускалась в Великобритании, ломалась в Польше и уже в крэкнутом виде оказывалась у российского пользователя.

Когда в обиход вошли дисководы, запускать игрушки с дискет оказалось намного быстрее и удобнее. Для того чтобы записанная на кассету игра могла грузиться с дискеты, необходимо было изменить загрузчик, а именно: вставить в загрузчик на бейсике пару дополнительных строк. Некоторые загрузчики оказывались более защищенными и были написаны на ассемблере. Юзеры, которые хотели перегнать свои коллекции с кассет в более удобный формат, вынуждены были во всем разбираться самостоятельно: как устроен загрузчик файлов и как он работает. Вышедшая в том же издательстве "Питер" книга Н. Родионова «Секреты TR-DOS» помогла спектрумистам узнать о многих распространенных в то время защитах, в первую очередь - на ассемблере. Ее автор впервые употребил слово "ксорка", означавшее защиту информации с помощью команды ассемблера XOR. Интересно, что это пособие для хакеров сам я купил в «Доме Книги» - центральном книжном магазине Петербурга. Люди учились взламывать чужие защиты и делать свои, и постепенно дискофикация программ стала любимым развлечением многих спектрумистов. Нужно ли говорить, что многие дискофицированные проги были защищены от взлома намного лучше оригинала?

Развитие демомейкинга

Покупая диски с играми, со временем спектрумисты стали находить на некоторых из них странные программы, которые не являлись ни играми, ни системными утилитами. В них под музыку вращались геометрические фигуры, составленные из точек и линий, а по экрану плавно шел текст, написанный на польском языке. Это были первые спектрумовские демки, созданные с единственной целью - показать мастерство программиста. Пользы они не несли, но смотреть их было приятно. Первой хитовой спектрумовской демой стала Lyra II Megademo. Состояла она из нескольких частей, каждая из которых имела свои уникальные эффекты и музыкальный трек. Причем из начального меню можно было загрузить любую часть в произвольном порядке. Еще две демки, которые навсегда вошли в историю: Satisfaction и Shock Megademo. Все три демы (а также первая Lyra) были написаны русскими программистами Max Iwamoto и RST 7 из группы Code Busters, которые очень быстро стали легендами ZX Сцены. Демки содержали невиданные ранее на спектруме эффекты, которые позже были взяты на вооружение практически всеми демомейкерами. В Satisfaction, к примеру, впервые можно было увидеть «мультиколорный» скроллинг. На спектруме, как известно, всего 16 цветов, и в знакоместе (8х8 пикселей) может быть только два цвета. Это ограничение обходилось программным путем: быстро накладывая и синхронизируя в одном месте несколько цветов, можно получать цвета, не предусмотренные аппаратно. Кроме того, в них впервые была использована цифровая музыка: песня Unforgiven группы Metallica звучала на Спектруме как нечто фантастическое. Именно нахождение нестандартных путей и решений стало тем знаменем, под которым пошли спектрумисты в последующие годы и идут до сих пор. Сейчас бывшие мемберы Code Busters работают программистами в Америке - такая судьба у многих русских ZX кодеров.

Осознание того, что это возможно, дало стимул создавать свои демки. К этому времени спектрумисты делились на три категории: художники, музыканты и кодеры (программисты). Просто пользователей, не умеющих и не делающих ничего, было крайне мало. Для демонстрации работ и просто совместной тусовки стали организовываться демопати, первым из которых стал Enlight. Состоялся он в 1995 году в Питере и собрал около 100 человек. Следующий Enlight прошел через год, его посетило уже вдвое больше людей. Эти демопати были по-настоящему андеграундовыми: люди принесли свои компьютеры, в качестве проекторов использовались старенькие телевизоры, в качестве источника звука служили несколько колонок, раскиданных по залу (из них самые мощные где-то под лестницей), постоянно отваливающиеся кабели, соединявшие аппаратуру (не без участия посетителей, которые попросту об них спотыкались). Но все эти «ужасы» никого не отпугивали. То, что показывалось на мониторах, и живое общение сторицей окупали организационные недочеты. На Enlight 96 в категории «ZX-демо» свои работы выставили ведущие демогруппы СНГ: Code Busters (Харьков), Digital Reality (Новгород), X-Trade (Петербург), RUSH (Москва) и другие. Их уровень превышал все, созданное на спектруме ранее, как польскими программистами-любителями, так и ведущими европейскими игровыми компаниями.

Enlight 97 состоялся в актовом зале Кораблестроительного Института в Петербурге, съехалось на него намного больше людей, чем планировали организаторы - порядка полутора тысяч. Многие себя вели по-хамски, проносили в зал пиво, разрисовывали стены компьютерной символикой. В результате терпение организаторов лопнуло, и второй день был отменен. Конечно, тех, кто специально приехал на пати из Украины, Белоруссии и более отдаленных стран, это решение возмутило, и инцидент потом еще долго обсуждался в электронной прессе.

Спектрумовская пресса

Одновременно с зарождением ZX-сцены в стране появилось большое количество так называемых дискмагов и е-зинов. По сути, это те же журналы и газеты, только сделанные в виде программ и имеющие свое оформление, содержание и музыкальное сопровождение. Старейшим спектрумовским электронным журналом можно считать Spectrofon под редакцией Дмитрия Матвеева. Проект был коммерческим, что положительно влияло как на качество, так и на периодичность выхода дискмага. Первый номер Spectrofon’а вышел в начале 1994 года, имел уникальную оболочку (статьи выбирались из меню нажатием соответствующей цифровой клавиши) и постоянные рубрики (Экспертиза, Дебют, С миру по биту, Обзор, Система, Горячий привет). На протяжение полутора лет этот ежемесячный дискмаг оставался основным спектрумовским электронным изданием. Достойный ответ москвичам Питер дал только в 1995 году с выпуском журнала ZX-Format. Создатели не стали копировать идеи спектрофона, придав своему детищу совершенно новый вид. Статьи теперь выбирались курсором в одном из всплывающих окон, многие рубрики имели подрубрики. Помимо этого, в каждом приложении журнала можно было найти свежий софт и игры. Для всех статей звучали разные композиции, написанные известными музыкантами Ironman и DNK, а в качестве обложки служила великолепная картинка. Статьи публиковались на самые разные темы: от новостей и различных обзоров до объемных технических документаций для продвинутых кодеров. Единственным минусом ZX-Format’а были большие задержки с выходом, но благодаря его качеству каждый следующий номер становился событием для Spectrum-сцены. Редактор журнала (Ruster) присутствовал на всех тусовках спектрумистов и старался быть в курсе всех событий, чтобы инфа всегда была актуальной.

Из газет можно упомянуть московскую Nicron под редакцией Wlodek Black'а (она, кстати, выходит до сих пор!), питерскую ZX News, BornDead, Heresy, Online, ZX Pilot и многие другие. Эти издания освещали жизнь сцены, из них спектрумисты узнавали о новых проектах, тусовках, интересных людях и даже могли с их помощью переписываться. Благодаря электронной прессе появилось понятие «элиты», то есть людей, которые внесли в развитие сцены определенный вклад и про которых все знали. Это были простые школьники и студенты, с которыми, в отличие от голливудских звезд, можно было запросто пообщаться и попить пиво в тусовочных местах спектрумистов. Такими местами обычно становились точки продажи дисков с софтом и железячные рынки. Например, в Питере популярными местами для встреч стали рынок «Юнона» в Автово и магазин «Логрос» возле метро «Петроградская». В «Логросе» каждый вторник и четверг (время работы магазина) можно было встретить известного спектрумовского геймдевелопера Славу Медноногова, ребят из Volgasoft, Style Group, Discovery и других. Там же сценеры могли показать сторожилам свои поделки и войти в состав какой-нибудь группы. К 1996 году в столице ZX Spectrum’а Петербурге насчитывалось около десятка активных спектрумовских групп и около 100 человек, занимающихся созданием высококачественных программ и демок.

Железо

После того как в начале 90-х появились дисководы (музыкальный процессор Yamaha и расширенная память), они быстро стали стандартом де-факто для всех активных спектрумистов. Те, кто по какой-то причине еще пользовался 48-килобайтными кассетными раритетами, стремились как можно быстрее произвести апгрейд, так как разница между ними была велика . Но на этом разработка нового железа не останавливалась. Железячники не хотели отставать от кодеров, и все время искали способы увеличить возможности старого доброго спекки. В 90-х годах существовало несколько базовых схем Спектрума, носивших такие названия, как Pentagon, Ленинград, Зоновская и т.д. Позже стали выпускаться разновидности, имеющие свое собственное название, так называемые спектрум-совместимые компьютеры: KAY, Scorpion, которые, по сути, отличались только увеличенной до 256-1024 Кб памятью, ускоренным до 7 MHz процессором и некоторыми приятными бонусами.

В 1996 году Dangerous из группы X-Trade представил новую звуковую карту для ZX - General Sound. Она имела собственный процессор Z80 на 12 MHz, 128 или 512 Кб оперативной памяти и была способна проигрывать 4-х канальные mod'ы, распространенные в свое время на Амиге и PC-формате. Одним из устройств, поднявших Спектрум на новый уровень, стал HDD-контроллер, который позволял подключать к speccy винчестер. Чуть позже добавили поддержку CD-ROM. Сейчас на Спектруме можно читать даже DV-диски, а в ближайшее время будет реализована и запись CD-R(W) и DVD-R(W).

С появлением HAYES-модема, спектрумисты смогли выходить со своей домашней машины в сеть FIDO. А затем обзавелись и собственной сетью ZX Net.

Zx Net

Купить модем для Спектрума можно было еще в 1994 году. Создал и продавал его некто Усов - учитель информатики в питерской школе. Это был одночастотный модем, работающий только на прием или передачу. Вся обработка передаваемой информации проводилась программно, как и контроль ошибок. Тем не менее этот модем позволял обмениваться информацией между двумя спектрумами на скоростях 600 и 1800 бод по протоколу Xmodem. Однако существовал большой недостаток: терминальная программа при работе требовала присутствия админа, так как даже обмен файлами проходил вручную. Поэтому сети на этой основе построить еще было нельзя. В то время существовало 2 станции, куда со своих модемов могли заходить спектрумисты, но они работали на PC и были крайне неудобными в обращении.

На прошедшей в 1996 году демопати Enlight состоялась встреча двух людей: Александра Майорова (MAS) и Алексея Михайлова (Arno), которые решили объединиться в группу. Их основным проектом стала полноценная программа для модемной сети. Первым шагом Omega Group было создание электронной газеты ZX News. Это издание выходило еженедельно и выкладывалось в свободном доступе на тех самых двух писишных станциях. Качественная графика, оригинальная музыка и актуальные статьи сделали эту газету очень популярной. Ответственным за выпуск ZX News стал Arno, в то время как MAS бросил все свои силы на написание спектрумовской программы, автоматически принимающей входящие звонки пользователей.

Когда она была готова, и спектрумисты обрели возможность построить полноценную модемную сеть, независимую от PC, появилось сразу несколько спековских BBS. Причем их внешний вид и возможности могли дать фору писишным бордам: цветная графика, работа с диском BBS, как со своим собственным, простота во всем…

Для связи между отдельными сетями в разных городах использовали FIDOnet. Был выработан единый формат писем, правда, вместо.pkt использовался упрощенный .txt. Так образовалась ZX Net, объединившая десятки городов: Питер, Москву, Самару, Владивосток, Харьков, Брест, Тирасполь и многие другие. Общее количество ее пользователей составляло несколько тысяч человек. Само собой, стали образовываться виртуальные группы, участники которых обменивались исходниками, графикой и музыкой. В Питере сеть отчасти стала причиной закрытия торговых точек, где продавались диски с программами. Закрылся «Логрос», исчез спектрумовский софт с Юноны, опустели места постоянных тусовок. Но зато в обиход вошли такие слова, как "сисопка" и "поинтовка". В настоящее время ZX Net полностью поддерживает FTN-стандарты и имеет зональный номер 500, а каждый спектрумист-сетевик также является поинтом FIDO.

Новая жизнь Спектрума

Конец 90-х годов стал для ZX-сцены тяжелым испытанием, так как многие спектрумисты перешли на более мощные машины. Для серьезной работы требовались знания PC, а не Спектрума, на многих повлияло общественное мнение, мол, как можно сидеть на 3,5 Мгц во времена третьего квейка? Развитие PC было стремительным, в то время как в ZX деньги практически никто не вкладывал и поддерживали его только энтузиасты. С другой стороны, стань Спектрум массовым компьютером, как сегодня PC, появление большого количества неграмотных, ничем не интересующихся пользователей, лишило бы его главного преимущества – творческой искры. Несмотря ни на что, Спектрум пока не собирается уходить на покой, как, например, BK-0010. Многие бывшие спектрумисты, ставшие сейчас программистами в ведущих компаниях, возвращаются и снова пишут для любимого компьютера. Найти их и почитать ностальгические дискуссии можно на форуме http://zx.pk.ru. Существует огромное количество и других сайтов, посвященных speccy. А центровым спековским ресурсом в рунете является Virtual TR-DOS (http://trd.speccy.cz), где можно узнать все последние новости и скачать известные русские демки, игры и дискмаги.

Есть люди, которые по-прежнему не спешат расставаться со своим компьютером. И действительно, зачем? Спектрум позволяет просматривать, набирать и распечатывать тексты, слушать музыку, играть в игры и реализовывать свой творческий потенциал. Многие программы, которые установлены на каждом PC, имеют свои аналоги на speccy. Железо тоже не стоит на месте. В последнее время заметно увеличился интерес спектрумистов к развитию аппаратных возможностей Спектрума. Объясняется это технической грамотностью современных пользователей ZX: сейчас люди с техническим образованием чаще работают по специальности, в отличие от 90-х годов. В Москве подобными разработками занимается группа NedoPC, выпускающая компьютер ATM Turbo - разновидность Спектрума со встроенным IDE-контроллером, кодировщиком RGB сигнала в PAL (это позволяет подключать компьютер к современным телевизорам) и звуковой картой Turbo Sound на базе двух процессоров Yamaha.

Что касается фестивалей, то они проходят достаточно часто. В 1998 году на смену Enlight’у в Москве состоялся FanTop, а в 1999 году появилось сразу несколько новых демопати: Chaos Constructions, Paradox, CAFe, DiHalt, Millenium. Пока они будут проходить, будет жива и сцена. А пока живет сцена, не умрет и Спектрум. Впрочем, этот маленький творческий компьютер будет жить вечно во многих сердцах.





собрал из сети Hard(C)ore по многочисленным просьбам....

TopList

<plaintext>